ОлимпосОЛИМПОС был одним из шести основных городов Ликийского Союза и имел три депутатских голоса, что гoворит о его величине и значимости. Считается, что название города греческое и напрямую связано с находящейся неподалёку горой Яанарташ на вершине которой уже на протяжении нескольких тысячелетий горят языки пламени. Но есть и другое мнение. Название города означало на древнем Анатолийском языке: "Высокая гора" или "Большая Гора".

Гора Тахталы находится недалеко от этих мест и имеет высоту 2365 м. Расцвет и экономический подъём города достиг во втором столетии до н.э., на его территории были обнаружены Ликикийские серебряные монеты датируемые примерно 178 - 168 гг. до н.э.  В 80 г. до н.э. город Олимпос служил убежищем для пиратов под командованием Zeniketes(а). В 78 г. до н.э. римский наместник в Киликии Сервилиус Ватия покончил с пиратами, и  полностью очистил от них эту территорию. В процессе войны большая часть города была разрушена и в конечном итоге, город попал под правление Римской Империи. Именно в это время появляется первое историческое упоминание об Олимпосе.

Стены по берегам реки в ОлимпосеСовременники утверждали, что пираты практиковали странные жертвоприношения и совершали тайные обряды в честь Митраса – древнеперсидского бога непорочного духа и света в системе Зороастра, довольно распространённой в то время в восточном мире. В 43 году нашей эры Ликия вошла в состав Римской империи. Отныне здесь проводились фестивали в честь бога Гефеста, покровителя города. Возможно, поклонение именно этому богу было связано с загадочным огнём горы Яанарташ. В эпоху христианизации римлян в городе располагался епископат.

Ручей ОлимпосЭта территория в период культа Hephaistos(а) стала источником легенды о победе Hippondos(а) (Беллерофонта) над Химерой, и благодаря ей получила огромную славу и популярность.  В III веке н.э. возобновились на падения пиратов на город. После VI века о Олимпосе известно очень мало. В течение VII века произошёл стремительный захват арабами Средиземноморского региона Важность и величина города Олимпос пошли на спад. В XI и XII веках генуэзцы, венецианцы и рыцари Родоса Venedik(т) и Ceneviz во время крестовых походов пытались возродить город, восстанавливая его здания и сооружая оборонительные сооружения вдоль  южного побережья. Руины одного из замков называемого Сеnevise Kastle доступны в наши дни.  В эпоху Крестовых походов город считался одним из крупных торговых центров.

Замок Сеnevise KastleВ XV веке н.э. во времена правления Мехмета Завоевателя, с началом основания на территории Полуострова Теке Османской Империи и установлении на море господства Османского флота, горд был покинут жителями и прекратил своё существование. С 18 и до начала 20 века кочевники использовали его постройки в качестве зимовки. Однако в 1850 году некто по имени Cypriot Haci Hasn построил там водяную мельницу. Последним завоевателем Олимпоса стала Природа, бережно окружившая памятники истории прекрасными растениями и населившая их сладкоголосыми птицами.

Руины моста в ОлимпосеОдна из частей руин оставшихся от города, расположена по обе стороны дельты небольшой горной реки Akcay Greek (или ручей Олимпос), которая впадает в море в районе популярного среди турецких граждан пляжа. Через неё был перекинут мост руины которого сохранились до наших времён. Акрополь города располагается на скалистой местности на высоте 50-ти метров. Водные арки (акведук) пересекают практически всю территорию города. В городе существовал водоканал. С южной стороны, недалеко от гробниц находятся обломки театра и старых бань.

Водоканал ОлимпосаС юго-восточной стороны озера, находящегося на северо-западе, на высоте 5-ти метров расположена украшенная фресками дверь, датируемая вторым столетием н.э. На ней находятся письмена , в которых воспевается честь  Императору Markus Aurelius(у), правившему страной в период с 172 по 175-й год. Некрополь был размещён на склоне горы. Здесь находится более двухсот захоронений с надписями. После изучения останков захоронений стало понятно, что крышки на могилах были оборудованы системой, при помощи которой они отодвигались.

На гробницах с западной стороны бросаются в глаза символы (hart) используемые в то время в пророчествах. Всего они составляют 24 строчки. Начальные буквы каждой строчки составляют словосочетание "Переходи к действиям" или слово "Терпение" ("терпи"). Из рукописей известно, что при ограблении или осквернении захоронений наказание назначал шеф полиции, поставленный на эту должность Римом. Он нёс полную ответственность за охрану порядка и закона на территории всего Олимпоса.

В 130 г. до н.э. Олимпос находился под влиянием двух разных культур - Греческой и Римской и соответственно под влиянием двух религий. В это время в городе строится множество храмов посвящённых различным Римским и Греческим богам. Такие как: Храм Аполлону, Зевсу и Hephaistos(у).

Христианство пришло в город относительно рано. Первым епископом в Олимпосе был Methodios служивший в о время правления Императора Diocletian(а) (284-305 г.г н.э) и даже более. Вероятно до 20 июня 312 г. Епископ известный под именем Aristocritus представлял Олимпос в церковном соборе в Эфесе (431 г.) и Константинополе (431 г.). В 457 - 548 г.г. н.э. Anatolius представлял Олимпос в Константинопольском собрании.

Раньше территорию Олимпоса называли "Deliktaş" ("Камень с отверстием") Благодаря природному источнику, вода из которого вырывается сильным потоком и вливается в реку. Диаметр его равен человеческому росту.